О планах бюджетного финансирования науки на 2007-2008 гг.
В настоящее время формируется перспективный финансовый план Российской Федерации
на 2007-2009 годы. Согласно методическим материалам Минфина России (
Каковы перспективы финансирования гражданской науки, фундаментальных исследований
и Российской академии наук по этим документам? Как этот план соотносится с Программой
модернизации академического сектора и Стратегией развития науки и инноваций
в Российской Федерации на период до 2015 года?
Основные параметры федерального бюджета на 2006 - 2008 годы (млрд. рублей)
Показатели
|
Плановый период
|
||
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
|
Доходы - всего
|
5046,14
|
5828,48
|
6587,44
|
Расходы - всего
|
4270,11
|
4892,38
|
5621,62
|
Расходы на гражданскую науку складываются из расходов на проведение фундаментальных исследований и прикладных исследований в областях, отражаемых по разделам бюджетной классификации. Суммирование предельных бюджетов субъектов бюджетного планирования даёт в отношении науки следующие цифры (с округлением до десятых млрд. руб.):
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
||
Фундаментальные исследования |
млрд. руб.
|
37,9
|
46,0
|
56,9
|
в т.ч. академический сектор
|
млрд. руб.
|
29,5
|
27,9
|
30,7
|
в т.ч. РАН с рег. отделениями
|
млрд. руб.
|
23, 9
|
22,2 (1)
|
24,01 (1)
|
Прикл. гражд НИОКР |
млрд. руб.
|
35,0
|
21,3 (2)
|
31,02 (2)
|
Гражданская наука, всего |
млрд. руб.
|
72,9
|
67,3 (без ФЦП)
89,0 (с ФЦП) |
87,9 (без ФЦП)
110,0 (с ФЦП) |
Минфин России ориентирует на принятие новых расходных обязательств в таком
объёме, что вместе с действующими обязательствами финансирование расходов на
науку не превысит 89 млрд. руб. в 2007 г. и 110 млрд. руб. в 2008 году. При
этом порядок финансирования по ФЦП, надо думать, остаётся конкурсным, т.е. "открытым
для всех", и организуется теми ведомствами, которые обозначены для соответствующих
программ постановлениями Правительства РФ.
В то же время финансовым планом утвержденной Стратегии развития науки и инноваций
предусмотрены следующие показатели роста на ближайшие годы:
Средства федерального бюджета, млрд. руб., в ценах текущих
лет |
||||||
|
Минимально-допустимый вариант |
Рациональный вариант |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
1. Развитие сектора исследований и разработок |
57,9 |
71,7 |
88,4 |
57,9 |
79,4 |
101,3 |
фундаментальные
исследования |
38,6 |
50,3 |
64,3 |
38,6 |
56,0 |
73,5 |
прикладные научные
исследования и разработки |
19,3 |
21,4 |
24,1 |
19,3 |
23,4 |
27,8 |
2. Реализация приоритетов технологического развития
|
13,4 |
16,2 |
20,5 |
13,4 |
18,5 |
24,9 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической
сфере |
0,0 |
1,1 |
1,3 |
0,0 |
5,7 |
6,8 |
4. Развитие инновационной инфраструктуры и малых и
средних предприятий в научно-технической сфере |
8,3 |
6,1 |
6,5 |
8,3 |
9,5 |
11,1 |
Итого |
79,6 |
95,1 |
116,7 |
79,6 |
113,1 |
144,1 |
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных
научных исследований гражданского назначения |
72,4 |
89,0 |
110,0 |
72,4 |
99,2 |
127,8 |
Напомним, что утвержденный в 2002 году Президентом РФ уровень (в процентах) минимального финансирования гражданской науки предусмотрен выше, чем утвержден на эти же годы по "рациональному варианту" Стратегии:
2006
|
2007
|
2008
|
|
Процент от расходов бюджета по протоколу |
2,62%
|
2,92%
|
3,30%
|
Сумма, млрд. руб. |
111,9
|
142,9
|
185,5
|
Отсюда - вывод: Минфин не намерен поддерживать ни решение 2002 года, ни планы финансирования фундаментальных исследований по Стратегии развития науки и инноваций, развитие которых отнесено Президентом РФ к числу стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Планируемый объем финансирования фундаментальных исследований в 2007 году на 4 млрд. руб. ниже предусмотренного минимально-допустимым вариантом Стратегии и на 10 млрд. руб. ниже, чем в рациональном варианте. На 2008 год расхождения ещё больше: на 7 и 16,5 млрд. руб. соответственно по вариантам.
На 21% планируется сократить ассигнования по конкурсам РФФИ и РГНФ.
Итоговый вывод. Без активной позиции Минобрнауки, руководства РАН и Президента РФ при пассивной собственной позиции научному сообществу чего-либо добиться положительного после введения отраслевой системы оплаты труда не удастся. Принятый Правительством РФ перспективный финансовый план на 2006 - 2008 годы демонстрирует продолжение федеральной исполнительной властью саботажа всех стратегических решений, в том числе и собственных, по обеспечению перехода страны к инновационному развитию, а также продолжение разрушения фундаментальной науки.
А.С.Миронов
примечания:
(1) С учётом заявки РАН на дополнительные ассигнования для реализации пилотного проекта по оплате труда Минобрнауки планирует расходы РАН с региональными отделениями в сумме 29,6 млрд. руб. на 2007 год и 37,9 млрд. руб. на 2008 год, т.е. по 33 и 34% от ориентировок Минфина в отношении расходов на гражданскую науку.
(2) Без НИОКР по федеральным целевым программам (ФЦП).